«БУДУЩЕЕТЕАТРА.РФ» 
Инновационный портал для коммуникации творческой молодежи

18.02.2015
Чувашский государственный театр оперы и балета
Струнная встреча

18.02.2015
Челябинский Государственный академический театр оперы и балета им.М.И.Глинки 
Челябинск готовится ко встрече с «Жанной Д’Арк»

18.02.2015
Татарский академический театр оперы и балета им. М. Джалиля
«Борис Годунов» в день рождения Федора Шаляпина

 

Главная  Новости театров  2012  Декабрь  19 Декабря Государственный академический Большой театр России
Во славу доблести Отчизны

Государственный академический Большой театр России
Во славу доблести Отчизны

На исторической сцене Большого театра состоится концерт в честь 200-летия великой победы России в Отечественной войне 1812 г.

В концерте примут участие солисты Большого театра:

Московский синодальный хор Художественный руководитель и дирижер — Алексей Пузаков

Симфонический оркестр и хор Большого театра За дирижерским пультом — музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Василий Синайский.

В программе концерта — как известные «хиты», так и редко исполняемые произведения.
В частности, прозвучат фрагменты оперы Владимира Довганя «Пожар московский» (1998 г.). Владимир Довгань (р. 1953 г.) — пианист, композитор и педагог, лауреат Всесоюзного конкурса молодых композиторов (1978 г.) и Всероссийского конкурса духовной хоровой музыки (2003г.), заслуженный деятель искусств России.

Среди его сочинений: опера «Пожар московский» (по неоконченному роману А. Пушкина), хореографические сцены «Цезарь и Клеопатра», оратория «Услыши, Боже, глас мой» памяти Н. Гоголя, четыре симфонии, пять концертов для фортепиано с оркестром, два концерта для большого смешанного хора («Из триоди постной» и «Горные напевы»), две камерные кантаты, восемь сонат для фортепиано.

В. Довгань преподает в Российской академии музыки и в Музыкальной школе им. Гнесиных, Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, выступает как исполнитель в России и за рубежом.

Прозвучит редко исполняемая духовная музыка знаменитого дирижера Николая Голованова, обозначившего целую эпоху в истории Большого театра.

Николай Голованов (1891–1953)  — дирижер, пианист, композитор, народный артист СССР, четырежды лауреат Сталинской (Государственной) премии. Окончил Синодальное училище церковного пения и Московскую консерваторию. В Большом театре работал с 1915 г. по 28-й (до 19-го г. в качестве хормейстера), затем с 1930 по 36-й г. В 1948–53 гг. был главным дирижером театра.

Творческое наследие Голованова насчитывает 46 опусов: это оперы «Принцесса Юрата» и «Богатырский курган», симфония, более двухсот романсов, симфонические поэмы, увертюры, две кантаты, светские хоры и духовные песнопения.


Духовную музыку в период после революции 1917 г. Николай Голованов писал «в стол», без всякой надежды на исполнение, и об этой сфере деятельности музыканта стало известно относительно недавно — в начале 1990-х гг. Четыре опуса из духовных песнопений Голованова (Op. 36–39) были опубликованы в 2004 г. издательством «Живоносный источник».

В исполнении Венеры Гимадиевой и Московского синодального хора прозвучат «Под Твою милость» из «Песнопений Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи» (Oр. 37) и «Тебе поем» из «Песнопений Рождества Христова и Литургии» (Ор. 36).

Конечно, концерт невозможно было бы представить без фрагментов оперы С. Прокофьева «Война и мир» — наверное, самого известного произведения, посвященного Отечественной войне 1812 г.

Первоначальный план оперы возник в 1941 г.: «как только началась Великая Отечественная война, горячее желание работать над оперой »Война и мир« взяло верх над колебаниями. В эти дни особенно ярко встала в памяти война с Наполеоном 1812 г., когда его войска дошли до Москвы, и русский народ встал на защиту своей земли и изгнал неприятеля». Первая картина была написана уже в августе 1941 г., а весной 1942 г. была закончена первая редакция. Работа над оперой продолжалась на протяжении двенадцати лет — композитор дополнял и редактировал ее до последних дней жизни.

Впервые фрагменты оперы прозвучали в 1944 г. в исполнении Ансамбля советской оперы ВТО (в сопровождении фортепиано). В июне 1945 г. в Москве состоялось первое концертное исполнение в сопровождении оркестра. Впервые опера была поставлена в ленинградском Малом оперном театре (первая часть в 1946 г., вторая — в 1947 г.). Полный вариант (все 13 картин, но с купюрами) был представлен на сцене уже после смерти композитора — в 1957 г. в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

В репертуаре Большого театра «Война и мир» появлялась неоднократно. В 1959 г. постановку осуществили дирижер Александр Мелик-Пашаев и режиссер Борис Покровский (спектакль шел до 1978 г.), в 1981 г. Борис Покровский поставил новый спектакль (дирижер Марк Эрмлер). В 2005 г. состоялась премьера третьей постановки — режиссера Ивана Поповски и дирижера Александра Ведерникова.

Завершит концерт увертюра «1812 год» П. Чайковского.

«Торжественная увертюра для большого оркестра» была написана Чайковским по заказу Николая Рубинштейна к открытию Храма Христа Спасителя и Всероссийской промышленно-художественной выставки. Чайковский взялся за выполнение заказа неохотно: «Увертюра будет очень громка, шумна, и художественных достоинств в ней, вероятно, не будет». Однако впоследствии композитор изменил свое мнение. Увертюра была написана в Каменке, в имении Льва Давыдова (мужа сестры Чайковского Александры) — в месте, связанном с именами героев Отечественной войны 1812 г. Николая Раевского, Алексея Ермолова, Сергея Волконского, Дениса и Василия Давыдовых. Работа над увертюрой была завершена в 1880 г., а ее первое исполнение состоялось в 1882 г. во время Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве под управлением Ипполита Альтани. Вопреки сомнениям автора, увертюра имела очень большой успех и неоднократно исполнялась при жизни Чайковского в России и Европе.

В увертюре Чайковский использует мотивы «Марсельезы», русских народных песен, молитв, а ее финале возникает мелодия гимна России «Боже, царя храни». Очень эффектная, эта увертюра, написанная для расширенного состава симфонического оркестра, хора и колоколов (в ней используется также специальный барабан, имитирующий пушечные залпы), рисует невероятно монументальную батальную картину.