«БУДУЩЕЕТЕАТРА.РФ» 
Инновационный портал для коммуникации творческой молодежи

18.02.2015
Чувашский государственный театр оперы и балета
Струнная встреча

18.02.2015
Челябинский Государственный академический театр оперы и балета им.М.И.Глинки 
Челябинск готовится ко встрече с «Жанной Д’Арк»

18.02.2015
Татарский академический театр оперы и балета им. М. Джалиля
«Борис Годунов» в день рождения Федора Шаляпина

 

Главная  Новости театров  2013  Апрель  15 Апреля Северский музыкальный театр
Навстречу юбилею: страницы истории СМТ

Северский музыкальный театр
Навстречу юбилею: страницы истории СМТ

В культурной жизни Северска одной из важных дат является 23 мая 1957 г., когда распоряжением Совета Министров РСФСР было разрешено открыть свой музыкально-драматический театр. Из творческих коллективов Москвы, Ленинграда, Киева, Краснодара сюда пригласили актёров Н.Н.  Арского, М.С.  Апушкина, Т. Кипайтуло, В. Пирогова, Ю. Ефремову, А. Вахонину, Б. Чернова, Б. Богородицкого, Е. Морскову, С. Симбарт, Н. Ентина, С. Пляскину, солистку балета А. Брижинскую. В состав труппы удачно вписались также бывшие участники художественной самодеятельности — И.А.  Ефимова, М. Щеднова, А. Соболева и Л. Портнова. В технические цеха были зачислены А. Яшина, К. Ерёмина, М. Швецова, М. Манаева. Директором театра в августе 1957 г. стал П.В.  Волков.

С первых дней коллектив театра стремился раскрыть перед зрителями всю полноту сценических образов, ставил и помогал найти ответы на трудные вопросы, ежечасно задаваемые жизнью. Уже в начале 1960-х гг. музыкально-драматический театр имел своё творческое лицо, а игру его актёров отличал высокий профессионализм. Старожилам города памятны роли Владислава Баландина, заслуженного артиста РСФСР Н. Крыжановского, В. Панова, Е. Щелковникова, В.В.  Деревенских, В. Мочалова. Душой же коллектива, как вспоминает начинавший тогда свой творческий путь народный артист РФ Б. Киселёв, были неподражаемые комики В. Васильев, Б. Кученёв и Н. Шацкий, которых боготворили не только зрители, но и те, кто делил с ними сцену и славу.

Ряд удачных постановок в то время осуществил режиссёр М.С.  Ахеджаков, но особенно запомнился коллективу его коллега — заслуженный деятель искусств Чувашии Г.В.  Спектор, который, по отзывам был высокоинтеллигентным, не выносящим хамства человеком. В 1975 г. им был поставлен спектакль «Настоящий аристократ» В. Сирмаи, а в конце 1980-х гг. оперетты «Королева Чардаша», «Как вернуть мужа», «Ресторан мадам Дювалье». Всего им было выпущено семнадцать спектаклей и концертных программ. Впоследствии Г.В.  Спектор был одним из руководителей Московского камерного театра, но творческих связей с Северском не прерывал.К когорте чеховских интеллигентов относился и пришедший в театр в 1966 г. новый главный дирижёр, заслуженный деятель искусств РСФСР и Бурятской АССР В.В.  Маймескул, поразивший всех размахом своей творческой деятельности, многогранностью таланта и энциклопедичностью знаний. Он написал новую редакцию оперетты В. Мурадели «Однажды в Москве», детскую оперетту «Новые приключения Буратино», симфонические сюиты «Дружба» и «Счастливая юность». За время работы в театре В.В.  Маймескул участвовал в постановке более 150 опер, балетов, оперетт и симфонических концертов. С его именем связано и заметное оживление в культурной жизни города. Умелый рассказчик с врождённым чувством юмора, он привлекал на свои лекции в библиотеках, школах и клубах людей самых разных возрастов, вёл интересную авторскую программу о театре на радио Северска. Беззаветно преданным искусству был и директор театра В. Носков, который знал возможности каждого артиста, занятого в спектаклях, а также не терпел игры, танца и пения вполсилы или вполголоса. Хотя в артистической среде не принято особенно «внимать» творческим советам директоров, но к мнению В. Носкова актёры всегда прислушивались. При нём наряду с такими уже опытными артистами, как М. Андреева, З. Каравашкина, А. Коровин, появилось целое созвездие талантливой молодёжи: Л. Данилова, Р. Егорова, С. и А. Соболевы, И. Ситнова, Ю. Коган.

В 1970 г. северские артисты впервые участвовали во Всесоюзном конкурсе музыкальных театров. Дебют оказался успешным: спектакль «Белая берёза» (режиссёр Я. Лившиц) получил первую премию, а исполнители главных ролей — С. Скорова (Надежда), В. Ткаленко (Николай) и Б. Киселёв (Женька) стали лауреатами конкурса. Весьма широкой была и география выездных гастролей. Северским актёрам рукоплескали зрители Семипалатинска, Фрунзе, Челябинска, Новгорода, Тулы и других городов. В свою очередь, на северской сцене в 1970-х гг. плодотворно трудились театральные специалисты из союзных республик СССР.

Лучшие годы своей жизни отдал Северскому театру музыкальной комедии (так стал назваться театр с 1968 г.) режиссёр П.М.  Саблин. Его спектакли неизменно привлекали внимание, как зрителей, так и критики. Работал он в самых разных жанрах, везде добиваясь успеха. Многим его спектаклям — «Летучая мышь», «Весёлая вдова», «Бабий бунт», «Век живи — век люби» — была уготована участь долгожителей на сцене, причём не только северской, но и в других театрах России и ближнего зарубежья. В северском театре свои творческие замыслы Павел Михайлович в одно время воплощал вместе с режиссёром И.Л.  Орловским, дирижёром Б.С. Смарагдовым, художниками В. Косоноговым, В. Негоденко, Н. Аристарховым, Л. Коваленко, П. Кузнецовым, заслуженным деятелем искусств РФ Коротаевым, а также главным художником театра, заслуженным художником РФ В. Акимовым, с кем было поставлено более 10 спектаклей. В 1980-е гг. театр тесно сотрудничал с композиторами и драматургами А. Журбиным, М. Самойловым, Г. Фере, П. Градовым. Результатом этой работы стала постановка таких произведений, как «Пенелопа» (режиссёр Б. Недашковский), «Дон Жуан в Севилье» (режиссёр Б. Бруштейн), «Неизвестная любовь Наполеона», «Три невесты для пожилого человека» (режиссёр В. Гончаренко).

Полякова, В. Негоденко, Я. Пясецкой, Л. Коваленко, Н. Аристарховой, заслуженных деятелей искусств России А. Коротаева и Я. Зейле.

В интересной творческой манере работает главный художник театра, заслуженный художник РФ В.Н.  Акимов, выпускник Одесского театрально-художественного училища. За последние три десятилетия Виктор Николаевич создал художественное оформление почти ко всем спектаклям. Его талант проявляется и в оригинальной сценографии спектаклей, и изысканных костюмах артистов.

Музыкальный театр — искусство синтетическое, и одним из главных компонентов театральной выразительности является балет. Славу северскому балету создавали постановщик танцев главный балетмейстер И.С.  Брижинский, заслуженная артистка Таджикистана А. Полякова, Г. Сокольская, В. Белобородов, Ю. Орлов, Ю. Давиденко, Ю. Комаров, заслуженный артист Тувы В. Камков, заслуженная артистка РФ и Бурятии Ю. Семёнова. Их эстафету продолжил И.Ф.  Храмов — руководитель балетной труппы, в которой было немало одарённых танцовщиков. В его постановке шли такие интересные балетные спектакли, как «Юнона и Авось» Рыбникова, фрагменты из «Лебединого озера» П. Чайковского, мини-балеты «Легенда о любви», «Поединок».

Для юных зрителей были поставлены отличающиеся жанровым разнообразием детские спектакли — это и музыкальные сказки «Три Ивана», «Аленький цветочек», «Ох, уж этот царь Горох…» и балеты «Кошкин дом», «Доктор Айболит».

Много замечательных мастеров и в сегодняшнем составе труппы. Спектакли с участием народного артиста России Бориса Киселёва, обладающего ярким комедийным талантом, всегда идут при аншлагах. Подвластны самые разноплановые роли ведущей солистке театра — народной артистке РФ России Людмиле Травкиной.

За много лет, отданных сцене, сыграл десятки ролей заслуженный артист России Николай Капусткин. Благодарность вызывает мастерство заслуженной артистки России Нины Горбуновой. Настоящее актёрское мастерство, искусство перевоплощения демонстрирует заслуженный артист РФ Анатолий Лившун. Много запоминающихся ролей, больших и малых, сыграли ветераны театра — Татьяна Шемякова, Надежда Маковецкая и Любовь Харитонова, которая к сожалению, два дня назад, 20 марта, ушла из жизни.

Успеху спектаклей и концертных программ в большей степени способствует слаженная работа его технических цехов.

Все свои силы и умения в прошлом отдавали любимому делу художники-бутафоры Л.М.  Косоротова, Ж.П. Степанова, заведующий поделочным цехом Г.К.  Скорняков, мастера швейного дела А.Я.  Яшина, М.С.  Швецова, К.Н.  Ерёмина, В.М.  Губина, М.Н.  Манаева, Г.П.  Шишкина, художник-декоратор Г.И.  Кинева, заведующий постановочной частью А.А.  Потанин, художники по свету И.М.  Можаев и А.В.  Можаева, инженер-радист В.Ф.  Казаков, заведующая реквизиторским цехом В.Ф.  Иванова, заведующая гримерно-пострижерным цехом Г.П.  Шагеева

В 1990-х гг. в Северском музыкальном театре осуществлена постановка таких масштабных полотен, как оперы «Травиата» Д. Верди и «Мадам Баттерфляй» Д. Пуччини, а их создателями стали главный дирижёр Н.А.  Эйбергард, режиссёр В.В.  Раку, главный художник В.Н.  Акимов. Прекрасной школой для труппы стала работа над неувядающими опереттами «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха и «Фраскита» Ф. Легара. Также важное место в репертуаре занимали водевили «Беда от нежного сердца» и «Море любви».

В 1996 г. музыкальный театр возглавил художественный руководитель-директор заслуженный деятель РФ В.Е.  Ермошкин, с приходом которого театр, можно сказать, обрёл второе дыхание. В творческом содружестве с главным режиссёром Г.А.  Киселёвым, главным художником В.Н.  Акимовым, главным балетмейстером Л.Л.  Цветковой и главным хормейстером Е.В.  Кулаковой, вместе со всем артистическим коллективом и работниками технического цеха были поставлены интересные спектакли, показавшие заметный профессиональный рост труппы. К творческим удачам театра, несомненно, можно отнести такие постановки, как «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Баядера» и «Мистер Икс» И. Кальмана, «Примадонна» Ж. Оффенбаха, «Проделки Ханумы» Г. Канчели, «Чипполино» К. Хачатуряна, «Цыганские фантазии». Запомнились концерты Валерия Ефимовича с Томским академическим симфоническим оркестром, на которых были исполнены 7-я симфония А. Дворжака, 7-я симфония С. Прокофьева, произведения русских и зарубежных композиторов.

Возглавляемый сегодня директором С.Е.Бунаковой, главным режиссером К.В.Торской, главным дирижёром В. Г. Сапожинковым, главным художником, заслуженным художником РФ В.Н.  Акимовым, главным балетмейстером В.А.Белобородовым Северский музыкальный театр вот уже более пятидесяти пяти лет постоянно находится в поиске и стремится к совершенству. Поэтому сегодня он известен не только в родном городе, но и далеко за его пределами.

Все новости Северского музыкального театра на официальном сайте www.smteatr.ru