«БУДУЩЕЕТЕАТРА.РФ» 
Инновационный портал для коммуникации творческой молодежи

18.02.2015
Чувашский государственный театр оперы и балета
Струнная встреча

18.02.2015
Челябинский Государственный академический театр оперы и балета им.М.И.Глинки 
Челябинск готовится ко встрече с «Жанной Д’Арк»

18.02.2015
Татарский академический театр оперы и балета им. М. Джалиля
«Борис Годунов» в день рождения Федора Шаляпина

 

Главная  Новости театров  2013  Ноябрь  05 Ноября Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина
«Черевички» на Нижегородских подмостках.

Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина
«Черевички» на Нижегородских подмостках.

26 и 28 октября 2013 года в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета им. А.С.  Пушкина состоялась долгожданная премьера оперы П. Чайковского «Черевички».

Думается, многим любителям высокого искусства будет интересна история написания этого произведения. Нет в творчестве Чайковского «более светлой оперы <…>, как нет более убедительной победы, одержанной в душе над тем, что её тревожило», — писал в своё время известный русский композитор и музыкальный критик Борис Асафьев. Опера примечательна тем, что открыла лирико-комический жанр в русской классике.

Мысль написать эту оперу возникла у Чайковского в связи с объявленным Русским музыкальным обществом конкурсом на сочинение оперы по повести Гоголя «Ночь перед рождеством» по готовому либретто Я.П.Полонского. Оно было написано для А.Н.Серова, но, в связи со смертью последнего, осталось невостребованным. Чайковский увлекся работой и любил это свое детище всю жизнь. Партитура Чайковского была представлена на конкурс под девизом «Ars longa, vita brevis» («Искусство вечно, жизнь коротка»). Она была признана авторитетным жюри лучшей и получила первую премию в 1500 руб. В 1885 г. Чайковский переделал оперу, 2-я редакция получила название «Черевички».

Премьера оперы (под названием «Кузнец Вакула») состоялось 24 ноября 1876 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. После переработки исполнена под новым названием «Черевички» 19 января 1887 года в Москве на сцене Большого театра. Первыми исполнениями дирижировал сам П. И. Чайковский.

В истории Нижегородской сцены это уже третье воплощение известного гоголевского сюжета. Авторами первой постановки в 1938 году были: одарённый режиссёр Марк Валентинов, выдающийся театральный художник Анатолий Мазанов, великолепный дирижёр Исидор Зак.

Создателем новой версии этой озорной музыкальной сказки стала Ольга Тимофеевна Иванова - режиссер-постановщик Московского государственного академического камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского, лауреат Всероссийской ежегодной литературно-театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова», заслуженный деятель искусств России.

На творческом счету Ольги Ивановой около 100 постановок классических русских и зарубежных опер, оперных произведений современных композиторов, авторских музыкальных спектаклей. На Нижегородской сцене уже много лет с неизменным успехом идут спектакли, созданные Ольгой Ивановой: «Сильва» И. Кальмана (1997 г.,) П. Чайковского «Евгений Онегин» (1999 г.), «Кармен» Ж. Бизе (2004 г.), «Жди меня» К. Уманского (2010 г.)

Опера П. Чайковского «Черевички» впервые была поставлена Ольгой Ивановой на сцене Московского государственного академического камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского. Премьера состоялась 28 ноября 2008 года и имела оглушительный успех у взыскательной столичной публики. Рассказывая об идее постановки оперы на нижегородской сцене, Ольга Тимофеевна отметила:

«Директор Нижегородского театра оперы и балета Анна Ермакова, дирижер Роман Демидов и режиссер Дмитрий Суханов приезжали на спектакль и были очарованы и музыкой, и сюжетом, и самой постановкой. Именно поэтому возникла идея перенести »Черевички« в нижегородский театр. Конечно, это не точный перенос. Здесь большая сцена, другие актеры, но я надеюсь, что спектакль не потеряет своего очарования».

С первых тактов музыки зрители погружаются в яркий, самобытный и добрый мир гоголевских персонажей, изящно нарисованный Юлией Акс. Доброта, пожалуй, главное, что царит на сцене! И в самом деле, разве этот милый шутник Бес из пекла (Д. Суханов, В. Боровиков) способен на серьёзную пакость? А две такие разные, но, по-своему, чертовски привлекательные разбитные Солохи (Т. Гарькушова, О. Борисова) не самые обаятельные из всех знакомых нам ведьм? А в образе капризной Оксаны (А. Ипполитова, У. Старкова) многие дамы в зале с лёгкостью узнают себя…

Заметную роль в опере, несомненно, играет хор. В нашем спектакле он не только великолепно звучит!!! Артисты хора легко и непринуждённо справляются с самыми замысловатыми танцевальными па (хореограф-постановщик — Татьяна Толстухина)!

Фантастическая феерия П. Чайковского восторженно была принята нижегородской публикой. Она триумфально вошла в репертуарную афишу театра. Пожелаем долгой и блистательной жизни на нашей сцене!

Источник operann.ru