«БУДУЩЕЕТЕАТРА.РФ» 
Инновационный портал для коммуникации творческой молодежи

18.02.2015
Чувашский государственный театр оперы и балета
Струнная встреча

18.02.2015
Челябинский Государственный академический театр оперы и балета им.М.И.Глинки 
Челябинск готовится ко встрече с «Жанной Д’Арк»

18.02.2015
Татарский академический театр оперы и балета им. М. Джалиля
«Борис Годунов» в день рождения Федора Шаляпина

 

Главная  Новости театров  2013  Декабрь  03 Декабря Новосибирский государственный академический театр оперы и балета
Жанна в огне

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета
Жанна в огне

В Новосибирском театре оперы и балета представили новый спектакль — драматическую ораторию «Жанна Д’Арк» А. Онеггера на либретто П. Клоделя с драматическими актерами, певцами, двумя хорами и оркестром.

Жанна Д’Арк — героиня Франции, история жизни и смерти которой хорошо описана и множество раз воплощалась в драматических и музыкальных произведениях, в кино. В XX веке Поль Клодель и Артюр Онеггер, учитывая большой интерес прогрессивных французов к бурно исследуемой в это время и истории средневековья и заручившись поддержкой влиятельной актрисы Иды Рубинштейн, создали свою историю Жанны Д’Арк, в которой очень сильна христианская составляющая. Основная мысль, которую создатели вложили в уста главной героини, универсальна — «нет любви сильнее, когда отдаешь свою жизнь за тех, кого любишь».

Текст Клоделя изобилует символами, аллегорическими персонажами, которые стало возможным вписать в канву оратории благодаря некоторым поразительным совпадениям, случившимся с Жанной Д’Арк. Так, например, подлинно известно, что судьей девы стал епископ доминиканского ордена Кошон (cochon — с фр. свинья), и это позволило Клоделю превратить сцену суда над Жанной в большой Бестиарий, в котором суд вершат не люди, а звери, и в то же время сделать главным героем доминикана, тем самым пытаясь оправдать неправедный суд над героиней. Аллегорические персонажи в оратории соседствуют с реальными личностями, сыгравшими большую роль в участи, постигшей главную героиню — однако и они в тексте появляются лишь как намек, символ, призывающий зрителя самому соотнести происходящее на сцене с историческими реалиями.

Народ — вот тот основной персонаж оратории, который на прямую взаимодействует с героиней, обвиняющий ее в ереси и в то же время оправдывающий, вынесший ей приговор и приветствующий, как героиню. Народ — большая хоровая масса, которая как у Мусоргского, не просто фоновое сопровождение спектакля, а полноправный участник действия, вступающий с героиней в открытое противостояние или, наоборот, оправдывающий ее. Большие хоровые сцены наряду с вокальными репликами небесных голосов Святых Марии, Екатерины и Маргариты практически полностью составляют всю музыкальную основу спектакля. К ним добавляются большие оркестровые сцены, на фоне которых разворачивается действие, — сцена карточной игры или сцена шествия Короля в Реймс. Музыкальная партитура спектакля безупречно исполнена солистами оперы, хором театра и Камерным хором ДМШ №2 (детский хор).

И все-таки это спектакль, в первую очередь, большой драматической составляющей — Онеггер сделал главными героями оратории драматических актеров. Разговорные диалоги Жанны и Брата Доминика — спектр эмоций от полного отчаяния до ликующего восторга, крайне полярное состояние от отстраненности до взвинченности нерва. За час с небольшим главная героиня вспоминает и проживает всю жизнь в ретроспективе от ранней юности в Домреми через триумф побед над англичанами до смерти в огне. Контрастными сценами становятся зловеще-гротескная сцена суда над Жанной, где председатель суда Свинья, присяжные Бараны и секретарь Осел не вызовут иных эмоций, чем полное отвращение, и зловеще-холодная сцена игры в карты, где исход заранее предрешен наличием денег в карманах играющих.

Актриса Омского театра драмы Наталья Рыбьякова как будто создана играть деву из Домреми — в ее образе есть удивительная детская чистота, жизнелюбие, вера в свое предназначение и покорность перед судьбой. Ее Жанна в сцене игры в карты доверяет тем, кто сделал ее главной картой, повинуется их воле, несмотря на то, что их интересы явно далеки от дружественных, и в последней сцене «Жанна в огне» она борется, страдает, но идет на смерть, веруя в небесные голоса и Божье провидение. Одна из сильнейших кульминации оратории, безусловно, сцена, где Жанна поет детскую песенку Тримазо с кандалами на руках: в самый сложный драматический момент героиня остается наедине с собой и смиряется с участью — «чтобы зажечь свечу для Девы Марии, я сама стану этой красивой свечой».

Проводником в мир воспоминаний и переживаний для Жанны становится Брат Доминик. Ключевая драматическая роль, которая во многом, определяет взгляд создателей оратории на произошедшее с Жанной, помогает героине разобраться в истинных целях своих героических поступков. В новом спектакле Братом Домиником стал Заслуженный артист России Николай Соловьев, актер Новосибирского городского драматического театра под управлением С. Афанасьева.

Музыка Онеггера увеличивает все происходящее в несколько раз, искусно соединяя в себе различные жанровые модификации от аскетичности григорианского хорала и простоты народных танцевальных мотивов до удивительной красоты сложных ансамблей и хоровых сцен. Трудная партитура в исполнении оркестра Новосибирского театра оперы и балета звучит мощно и глубоко, облекая все тончайшие нюансы пиано и мощные удары фортиссимо в палитру разностилевых настроений, вылепленную композитором.

Новый спектакль Новосибирской оперы — очередной эксперимент постановщиков Резии Калныня и Айнарса Рубикиса. Предыдущий опыт погружения в полистилистику «Мессы» Бернстайна нашел заслуженное признание и у зрителей, и у высокой критики. Новый театральный продукт Новосибирской оперы, в котором сочетаются эксперименты на стыке театра драматического и музыкального, смело можно назвать более чем удачным.

Источник opera-novosibirsk.ru