«БУДУЩЕЕТЕАТРА.РФ» 
Инновационный портал для коммуникации творческой молодежи

18.02.2015
Чувашский государственный театр оперы и балета
Струнная встреча

18.02.2015
Челябинский Государственный академический театр оперы и балета им.М.И.Глинки 
Челябинск готовится ко встрече с «Жанной Д’Арк»

18.02.2015
Татарский академический театр оперы и балета им. М. Джалиля
«Борис Годунов» в день рождения Федора Шаляпина

 

Главная  Новости театров  2014  Январь  14 Января Мариинский театр
«Воскресное предисловие» в Мариинском-2

Мариинский театр
«Воскресное предисловие» в Мариинском-2

Каждое воскресенье с 12 января за час до начала спектакля.

В новом году в Мариинском-2 с 12 января мы начинаем новый проект, который назвали «Воскресное предисловие». В Зале-амфитеатре каждое воскресенье за час до начала спектакля Виктор Высоцкий, композитор, пианист, музыковед, режиссер, будет обращаться к публике с вступительным словом, своеобразным предисловием к оперному или балетному спектаклю, который будет даваться в этот день. Гости смогут свободно входить и уходить, не особенно опасаясь помешать выступающему и слушающим. Автор постарается направить внимание слушателей на наиболее важные слагаемые того спектакля, которые им предстоит увидеть. Таких слагаемых, будь то опера или балет, у спектакля несколько.

Во-первых, это всегда сюжет и либретто. Экскурс в их историю может приоткрыть завесу над творческой «кухней» композитора, показать, как происходит превращение литературного произведения в текст, который поют или танцуют.

Во-вторых, это — эпоха, в которую создано то или иное произведение. Обратившись к ней, мы можем увидеть, какие философские, социальные и даже личные мотивы могли оказаться существенными для создания сочинения, а для нас — ключевыми к его прочтению.

В-третьих, это музыкальный язык произведения. Разговор о нем поможет в процессе слушания, ибо, зная некоторые его особенности, можно лучше воспринять непосредственно музыкальные смыслы спектакля, характеристики его действующих лиц, архитектонику, а также связи с прошлым и настоящим музыкальной культуры.

И, наконец, в-четвертых — это режиссерская интерпретация. Разговор о ней исключительно важен именно в наше время, поскольку постановщик 20–21 веков все больше стремится стать соавтором театрального произведения. Он хочет привнести в него свой жизненный и творческий опыт, свое мировоззрение.

Когда-то, когда в наш быт еще не вошла звукозапись, люди, собираясь в театр на новое для них произведение, имели обыкновение знакомиться с ним, проигрывая его по нотам. В одиночку или в четыре руки с кем-нибудь из друзей. Сегодня домашнее проигрывание опер по нотам относится к реликтовым формам повседневной культуры. Но автор воскресного предисловия считает, что «дедовский» метод общения с музыкой оперы и балета не следует отправлять в изгнание. Поэтому он предполагает для объяснения тех или иных фрагментов произведения открывать крышку благороднейшего инструмента — фортепиано. Возможно, иногда разговор потребует и более современных технических средств, и тогда рядом с фортепиано могут появиться экран и проектор.

Об авторе: Виктор Высоцкий — член Союза композиторов России, автор оперы «Лефортовская ведьма» (1991 г., театр «Зазеркалье»), преподаватель кафедры режиссуры музыкального театра Санкт-Петербургской консерватории, автор музыкальных проектов и документальных фильмов на телевидении, арт-директор международного фестиваля «Опера всем», режиссер-постановщик опер «Ричард Львиное сердце» А. Гретри, «Весталка» Г. Спонтини, «Демон» А. Рубинштейна, «Фауст» Ш. Гуно.

Источник mariinsky.ru